Раньше все это видели в фильмах, в книгах читали, а тут — на тебе — мы в этом живем
Евгений Евсюнин, руководитель отдела маркетинга ООО «Астерит» рассказал, как в 2020 году его маркетинговая команда перестраивалась на новый формат работы (и все не так просто).

Екатеринбург
Covid – 19. Как ваша компания пережила эту историю? Когда вы поняли, что это серьезно? Какие первые итоги и выводы можно сделать по итогам года?
Осознание начало приходить сразу, потому что все мы живем в довольно насыщенном информацией и новостями мире. Пусть даже и не смотрим зачастую телевизор, информация проникает к нам через кожу уже. Я как раз был в отпуске на родине, когда наш главнокомандующий выступал. И что касается, например, моего подразделения – мне пришлось, находясь в отпуске, переводить всех на удаленную работу.
Что-то пришлось отменить из глобального?
Пришлось несколько раз смещать дорогую серьезную активность. Потом всё-таки мы ее провели в конце августа, но сомнения были – и мы сроки сдвигали, сдвигали и сдвигали.
Речь про offline- или online-мероприятие?
До этого в компании формат online-активностей не был столь популярным. За две недели, кажется, даже за полторы, мы протестировали более 13 площадок. Остановили выбор на определенной. Ознакомились, купили, выучились. Составили график online-мероприятий, накидали план сразу до конца года. Оперативно связались со всеми участниками, вендорами, разослали приглашения, чтобы они их в график добавили, и мы уже не переживали за то, что состоятся или не состоятся эти вебинары.
По offline-активностям пришлось сначала каждую неделю вносить корректировки в график, потом уже каждый месяц. Мы не отменяли мероприятия, а смещали их, как могли. Благодаря передышке, которая произошла в конце лета и осенью (которая, к сожалению, снова сошла на нет), мое подразделение работало днями и ночами, потому мы успели сделать за несколько месяцев все то, что было запланировано на год.
Весь пул годовых активностей провели в летний период?
В конце лета и осенью. Мы работаем в Сибири, на Урале, в Поволжье и Северо-Западном федеральном округе. За короткий период нужно было плотно проработать все четыре региона.

Что касается в целом работы компании: чтобы на 100% уйти на home-office – такого не было. Всегда были дежурные технические специалисты, у нас большой штат технической службы. Это поддержка заказчиков, реализация текущих проектов, которые никто не отменял. Поэтому практически все технические службы как работали, так и продолжают по сей день работать. Большая часть компании посидела дома буквально несколько недель. Потом, когда все немного «устаканилось», мы ходили на работу со справкой, «что работаешь в IT».

Что касается коммерческой составляющей, в целом, объем работы не снизился. Некоторые проекты сдвинулись на следующий год. Коллеги из коммерческого департамента, сейлы даже еще больше стали ездить в командировки, потому что клиенты оказались в некотором вакууме. Местные игроки не доходили до них, реагировали через раз.
Мы понимали, что не показываться в регионе – это очень серьезный момент, потому что так же локальные компании не спят в каких-то регионах.
Замечали, что активизировалось местное движение. То же самое с маркетинговыми активностями. Почему мы их решили все-таки провести практически по всем запланированным регионам в такой короткий промежуток времени? Потому что это было реальное конкурентное преимущество маркетинга. Кто-то раскачивался, кто-то боялся, у кого-то порезались бюджеты на этот год. Мы понимали, что здесь мы в выгодном положении. Ресурсы позволяют это сделать, есть договоренности с вендорами.
Заказчики охотно соглашались на offline-мероприятия?
Мы сначала опрашивали потенциальные регионы, потом составляли картину на основе опроса потенциальных участников - наших заказчиков и информации, предоставляемой региональными оперштабами. Решали, какой из регионов подойдет. Смотрели, где послабления идут, связывались с площадками, связывались с Роспотребнадзором. Узнавали, какая ситуация. На основе информации, собранной из трех-четырех источников, уже принималось решение. Соответственно, с соблюдением всех логичных для этого мер: замер температуры, санитайзеры, социальная дистанция, маски. Немножко с форматами поработали.
Вопрос, связанный с работой внутри команды. Ты заметил, что есть люди, которых очень сильно напряг режим удаленной работы? Или есть люди, которые переставали чувствовать команду? Какой-то вывод можно сделать в разрезе работы в команде?
Когда Axoft проводил вебинар среди маркетологов, то у меня был вопрос: стали вы употреблять алкоголь чаще, реже или так же? :) Работы у нас не уменьшилось, приходилось вносить корректировки в план в режиме неизвестности, непонятности завтрашнего дня. А тут еще и «детеныши». Дистант ребенка давал о себе знать. Все дома: и собаки, и кошки, и мужья/жены, и дети. Нервозность некоторая внутри была, которую старались не показывать.
Ты как-то управлял этим процессом, помогал справиться?
Я перешел на другой тариф телефонный, потому что мне не хватало минут :) Первую неделю часа три из всего рабочего дня я проводил на телефоне, разговаривая с каждым своим сотрудником. Наверное, подружки друг с другом столько не говорят, сколько приходилось говорить с каждым из коллег.
Вы обсуждали только рабочие вопросы?
Я прекрасно понимал, что не только рабочие вопросы нужно обсуждать – люди в непонятной ситуации. Вообще Marketing – довольно социальный инструмент, а тут все оказались взаперти в первое время, вообще никуда нельзя было выходить. Потому 2/3 – о работе, треть – обязательно об отвлеченных темах.
Командообразующим элементом были диалоги один на один?
Да, у нас очень теплые и человеческие отношения, как в компании, так и в подразделениях, в частности, в моем. Всячески старался всех поддерживать. Коллеги делились моментами из личного.
Если переходить от команды на тебя конкретно, ты сам как держался на плаву, не терял позитива, что тебе помогало быть в строю деловой активности?
Интересно просто было, что это такое. Раньше все это видели в фильмах, в книгах читали, а тут – на тебе – мы в этом живем. Такие моменты увлекают, как своей непонятностью пугающей, так и тем, как можно выплыть, вырулить.
Работы стало гораздо больше, действительно. Приходилось перестраивать и бизнес-процессы, и форматы взаимодействия с людьми и с компанией в целом. Хорошо, что у нас большинство процессов формализованы. Компания легко ушла на удаленку, мощности позволяли это сделать, техническая база позволяла это оперативно реализовать.
И, собственно, поэтому, наверно, таких глобальных трудностей мы не испытали ни в коммуникациях, ни в процессе организации рабочих мест – здесь сотрудникам постоянно помогала большая техническая служба.

Что касается меня: непонятная интересная ситуация. Пришло понимание, что нужно быть «вождем» в своем направлении, объяснять, что работы еще больше, и наша важность никуда не делась. Нужно было искать тех заказчиков, которые ещё работают, у кого все хорошо, кто продолжает работать на удаленке. И отдел маркетинга взял на себя задачу поиска заказчиков, с которыми можно продолжать работать уже в новых условиях.
Как часто вы принимаете участие в отраслевых бизнес-премиях, и какие преимущества вы получаете, как команда, компания?
Компания принимает участие в рейтингах СNews и TAdviser. Премия и рейтинг имеют серьезные отличия. Рейтинг – это голые цифры, обезличенность. Всё-таки премия – более человеческая вещь, позволяющая посмотреть, кто этот человек, как он говорит, чем дышит вообще, что из себя представляет. Понять те человеческие нотки, факторы, которые, возможно, помогают или формируют этого человека, как претендента или победителя премии. Не только голые проекты, голые цифры. Тем более практически всегда в IT и в информационной безопасности люди остаются за кадром. Хотя все, что делается, это делается как раз с их мироощущением, с их мировосприятием, с их эмоциями, силой воли, стремлением, компетенциями. Собственно, самый главный ресурс в IT и информационной безопасности – это все-таки не технологии и методики, это люди. Поэтому в каждой компании приоритет выставлен на персонал, его сохранение, на его укрепление и развитие.

Какие преимущества получаем? Из известных – это PR, укрепление имиджа бренда, имиджа компании. Если смотреть на премии, которые как раз-таки проходят offline, это встречи с новыми людьми, обмен опытом, встречи со старыми знакомыми. Это возможность не только почитать или посмотреть на какой-то выигравший проект со стороны, но и пообщаться с тем человеком, с теми людьми, с той командой, которые его делали. Возможность почерпнуть какие-то новые идеи, узнать о каком-то новом сегменте для себя, который раньше выпадал из поля зрения, обратить на него внимание. Из эмоционального: конечно, почувствовать себя нужным не только своей компании, но и значимым в отрасли. Как без этого? Все мы люди, нам свойственны эмоции.

Вы с командой участвовали в прошлом сезоне премией Magic People It Channel Awards. Заметили ли изменения после награждения?
Премия молодая, поэтому она не столь известна. Со многими в отрасли говорил: кто-то не слышал. Но, с другой стороны, когда говорил, что стали номинантами, заняли какие-то места, сразу сыпались вопросы: «А что за премия? А в чем заняли? А какие проекты еще были? Какие компании?».

Что изменилось? Конечно, внимание увеличилось и к персоне, и к компании. Компании это добавило статусности на мероприятиях, на встречах с заказчиками. То есть, это такая составляющая имиджа. Завязались дополнительные связи с участниками. Некоторые моменты из того, что обсуждали за бокалом вина, получили продолжение.
Вам удалось пообщаться, понетворкиться?
Не в полной мере. Большинство номинантов – это конкуренты на нашем узком высококонкурентном рынке. Но, с другой стороны, принимали участие компании сугубо региональные, работающие, например, четко в определенном регионе или четко в нескольких регионах, с которыми ты особо не конкурируешь и не пересекаешься. С которыми нет конкурирующих решений, продуктов или частых столкновений. Поэтому с такими людьми и компаниями вполне комфортно разговаривать. Пусть даже о каких-то обезличенных проектах, но делиться какими-то вещами и слушать, что говорят они.

Было приятно, когда подходили люди из других компаний и говорили: «О, и ты здесь, прикольно, слушай, читал твою статью, молодец». Это из эмоционального. Какая температура, какой градус был среди участников, какой был настрой еще в самом начале, когда еще ничего не началось. Все конкурируют, но на таких мероприятиях все позитивно настроены, все рады друг друга видеть не на поле боя, а в более камерной и душевной обстановке.
Планируете ли принять участие в текущем сезоне?
Да, надо определиться с номинацией или с номинациями. Наверное, нужно подождать итогов года и на основании этого выбрать. Ведь проект проекту рознь.

Cпасибо!

Хотите дать интервью и рассказать свою историю? Напишите нам на pr@axoftglobal.com

О компании